Этот завет создателя Пушкинского заповедника С.С. Гейченко стал своеобразным эпиграфом первого номера истрико-краеведческого альманаха «Святогор», посвященного древнему прошлому Пушкинского края издан в Петербурге. Его авторы - наши земляки - кандидат исторических наук В.О. Терентьев и Н.М. Терентьева.
Выдающийся русский историк С.Ф. Платонов отмечал, что, несмотря на известность Пушкинского края о его древнем прошлом мы знаем крайне мало. О том же еще в 1897 году писал археолог А.А. Спицын. В минувшие столетие в изучении древнего прошлого края сделано немало. По инициативе С.С. Гейченко в разные годы проведены раскопки в заповеднике и его окрестностях. Много сил вложил изучение и описание края историк М.Е. Васильев.
В течение многих лет Вячеслав Терентьев и Наталья Терентьева вели самостоятельные полевые исследования одного из самых загадочных мест нашего края – Городка на озере Белагуль и прилегающих земель. Некоторые ученые не раз пытались ответить на вопросы о его прошлом, однако эти сведения отрывочны и крайне скудны.
Авторы альманаха впервые многостороннее исследовали местность и научно организовали обширный материал, отражающий как современный уровень наших знаний о древнем крае, так и о его недавнем прошлом – уходящем и ускользающем на фоне современных преобразований. На основе комплексного подхода авторами тщательно описывается Средневековый город и его окрестности. Практически впервые к данной местности доказательно прилагаются такие общеисторические понятия, как Кром, Детинец, Оплечье, Верхний окольный город, Нижний окольный город, Внутренний посад, Внешний посад. Оказывается, основание Городка восходит еще к 1 веку - времени прихода славян-кривичей. В 9-14 веках здесь существововало значительное поселение с пригородами-слободами Рыбной, Стрелецкой Торговой, Конной, Мясной. Однако поселение разрушено татарами и литовцами в 14-16 веках. С этим связан перенос храмов и освоение нового места на Ворониче. А при Иване Грозном Городок прекратил свое существование. В отдельных разделах рассматриваются темы древних славянских захоронений - курганов, обнаруженных исследователями в ходе полевых работ
Самостоятельную отрасль знания представляет собой исследование культовых камней. В свое время их изучал С.Н. Ильин. При участии одного из его последователей - А.Н. Попова у нас в д. Марамохи найден камень с углублениями, условно названный «котловастый». С.С. Гейченко расположил его у дороги на д. Носово, вблизи «Трех сосен». Разнообразные загадочные ритуальные камни найдены и нашими исследователями вблизи Городка, описаны с весьма подробными комментариями. Поскольку известны и другие культовые камни на территории района, необходимы, по крайней мере, их учет, систематизация и изучение.
В процесс исследования авторами вовлечен многообразный историко-культурный, этнографический материал, выявляющий динамику развития региона – в частности на фоне смены языческих культов на христианское вероисповедание. Ценным является и обширный справочный материал в виде таблиц по развитию или упадку населенных пунктов Белогульского региона по каждой деревне - в зависимости от исторических обстоятельств. В ходе исследования расширяются также наши представления о владениях предков А.С. Пушкина Ганнибалов в окрестностях Белогуля.
В своем исследовании авторы не избегают сложных и дискуссионных вопросов, в частности о происхождении тех или иных названий. Они приводят как народные легенды, так и свои альтернативные варианты.
Зачастую названия населенных пунктов, озер и рек трудно объяснимы, так как утеряны «ключи» - многие древние исходные значения слов. Но следует учитывать, что Северо - Запад России в древности - место встречи разных народов на торговых или военных путях: славянских племен, варягов, гуннов. Позже - литовцев, шведов, немцев и поляков. Справедливо упоминается о нашествиях восточных народов, которые в поисках новых земель, источников питания и корма для скота в глубокой древности продвигались на север и запад. Народы, как по кровеносной системе, разносили слова, выражения, которые подхватывались, сталкивались с местными наречиями и переплавлялись в нечто новое. В русском разговорном языке чужеродные слова настолько «обкатываются» и поглощаются, что часто теряют свой изначальный облик. Не случайно книга о русском языке К.И. Чуковскго так и называется : «Живой, как жизнь». Например, в близком нам названии старой усадьбы и деревни Алтун, где имеется озеро с зеркальной гладью, сейчас трудно рассмотреть финское Аалото – (тихое, спокойное озеро, аатолар – русалка). Поэтому современное народное творчество ищет и находит более знакомые исходные варианты (типа Алтын или западно-европейское Альтон). В названии нашей деревни Свинухи сейчас не слышно упоминания о бывшем на этом месте лагере шведов, которых местное население называло «швенохами». А поздние поколения, забыв о шведах, называли деревню так, как было удобнее русскому произношению, заменяя «Ш» на «С». Но нередки были и случаи искажения исходных названий переписчиками, так как они воспринимали ответы населения на свои вопросы на слух. Вероятно, в чистом виде сохранилось только упоминание о литовском лагере – деревни Литово по пути в Новоржев. Примеров немало. То же и с названием Белогуль, конечно не имеющем никакого отношения к «белым гулям» или «бормотанью» речки Белогулки – скорее наоборот.
Авторы справедливо усматривают во втором слоге названия озера тюркское – куль (озеро). Осталось рассмотреть в первом слоге тоже распространенное в восточных языках слово – балых(-к) (рыба). Когда-то озеро называли Балыхкуль или Балыкуль. В русской разговорной речи за многие века оно «обкаталось» и преобразовалось в Белогуль – рыбное озеро, о чем свидетельствуют и приводимые в альманахе исторические данные.
Хорошо рассмотрены восточные корни названия бывшей деревни Мажары - от тюркского мазар (кладбище), Бюрюли - от знатного гуннского имени Иллак-Абн-Дуло-Бирюли. Мы полагаем, что в той же логике находится и название деревни Буруны. Бурун – также тюркское слово - нос. Этот выразительный «нос», возвышенность на берегу озера, как таковой описан авторами и ясно просматривается на приведенном топографическом плане.
Весьма сомнителен упомянутый в исследовании вариант названия островка на озере - Буян. Ни на старых картах, ни в литературе этого названия нет. Нет его и в известной книге «Пушкинские Горы» А. М. Савыгина, уроженца тех мест, который явно бы его запомнил. Но автор пишет иначе: «Озеро и в самом деле удивительное. Воды его чисты и прозрачны, богаты рыбой. Посредине украшены зеленым холмом островка. Не острова – их везде много, - а островка, так величают его в округе». Буян – с нашей точки зрения, пример народного творчества, которое припоминает остров Буян в сказке А.С. Пушкина и, как обычно, пытается найти аналог художественного образа в действительности.
Стоит отметить, что альманах хорошо издан, достаточно сложное содержание изложено вполне доступным, понятным каждому читателю языком. Восприятие текста значительно обогащают подробные, профессионально выполненные цветные и черно-белые топографические планы местности, а также цветные фотографии высокого качества. Тексты издания снабжены содержательным научным аппаратом и вводят в круг наших знаний неизвестные ранее данные.
Конечно, особое уважение вызывает подлинно подвижнический и патриотический труд создателей замечательного издания, ставшего серьезным вкладом в изучение родной земли.
И Будылин.
_________________________
Коротко об авторе: Будылин Иосиф Теодорович. Хранитель музея-усадьбы Тригорское (1995-2000 гг.), научный рук. изд. «Пушкинская энциклопедия «Михайловское» М., 2003. Автор книг «Золотая точка России»(3 издания), «Деревенский Пушкин»(4 издания)., «Пушкинский заповедник: музей и жизнь», «Святые Горы». Канд. пед. наук (культурология), действ. чл. РАЕН
|