В октябре
2017г увидел свет сборник материалов
Святогорская повесть, подготовленный
под редакцией настоятеля Казанской
церкви Пушкинских Гор.
Ниже размещен отзыв академика РАЕН Будылина Иосифа Теодоровича о данной работе.
Отзыв на
исследование протоирея о. Михаила
(Иванова) «Святогорская повесть».
В обширной
литературе об истории Святых (Пушкинских)
Гор неизменно упоминается Святогорская
повесть о явлении Пресвятой Богородицы
пастуху Тимофею на р. Луговке написанная
безвестным летописцем, известная также
в списках. Повесть всегда упоминается
в сотнях экскурсий, которые многие годы
идут в Святогоском монастыре в связи
посещением монастыря А.С. Пушкиным,
созданием в Михайловском трагедии
«Борис Годунов» и погребением поэта
у стен Успенского собора -согласно его
воле. Многим поколениям Святогорская
повесть известна как легенда. В советский
период такое представление весьма
соответствовало материалистической
картине мира, которая утверждалась
государством как единственно правильная.
Исследования Повести дореволюционных
авторов естественно не переиздавались,
сама религиозная проблематика была
закрыта.
После 1991 года, с изменением
государства, в науке и практике происходит
пересмотр прежних позиций по разным
направлениям. В русле новой политики в
1992 году Святогорский монастырь возвращён
Русской Православной Церкви, возвращены
службы и уклад монашеской жизни. Однако
на уровне ежедневной практики Повесть
по прежнему транслируется экскурсоводами,
воспринимается туристами, трактуется
краеведами как легенда, не имеющая
опоры в жизни. Исследование священника,
протоиерея о. Михаила мы рассматриваем
как творческий опыт прочтения Повести
с точки зрения Церкви, т.е. первичности
духовного начала.
В этой трактовке все события Повести
приобретают значение вполне реального
события. Автором проделана тщательная
работа по сбору, сличению и интерпретации
источников, в том числе и ранее неизвестных.
Рассмотрена топография местности, что
придаёт изложению конкретику. «Пречудный
свет», исходящий от явленной иконы,
оказывается вполне реален, как реальны
и чудеса исцелений. Из материалистической
трактовки выпадают далеко идущие
политические последствия явления
икон и причина трагической судьбы
блаженного Тимофея, который, казалось
бы, должен быть окружён почётом. Однако
он «безуспешно проповедовал
в Новгороде
и там мученически пострадал». Здесь
важно внимание автора к самой богословской
терминологии: «Если бы Тимофея убили
по ошибке, то тогда называли бы его в
Святогорской повести страстотерпцем,
а не мучеником». Привлекая исторические
источники, автор раскрывает логику
изменнических действий новгородского
архиепископа Пимена. Поэтому Тимофей
не просто пошёл в Новгород, но был
направлен туда самой Богородицей
для предупреждения измены, однако «ему
не вняли». Фактически известное
разорение Новгорода в 1569 году Иваном
Грозным оказывается оправданным: «Затем
Господь попустил им наказание», -
приходит к выводу автор. С позиций
Повести как реальной истории прослежена
также дальнейшая судьба Воронича, с
опорой на источники внесены интересные
коррективы. Интерес представляет
раздел «О списках Святогорской повести
и их исследованиях», где автор
противопоставляет свои аргументы
традиционным толкованиям. Ценно, что
большое место уделено обнаруженной о.
Михаилом неопубликованной ранее
рукописи исследователя Повести Ерёмина
И.П. , позиция которого подтверждает
аргументацию автора. Особого внимания
заслуживает обширная библиография
вопроса. При этом, мы полагаем, что в
вопросе о Ворониче необходимо привлечь
работы и других, в том числе дореволюционных
авторов. В целом же привлекает
всесторонний охват материала, приложения,
в которые включены фотографии
труднодоступного сегодня текста
повести, а также тексты церковной службы
Богоматери.
Отношение автора к Повести как
к реальному событию естественно ставит
вопрос о реальной датировке появления
поселения Святые Горы. Справедливо
поставлен практический вопрос о
праздновании не 90-летия района, но
предложение вести отсчёт от даты явления
икон, что влечёт возвращение исторического
названия и, как следствие, «смену вектора
развития посёлка". (Заметим, однако,
что вопрос утверждения первичности
духовного начала в общественном сознании
– это не вопрос одного дня, но смены
поколений. Переход из государственного
атеизма в православное государство
непрост психологически и требует
времени¸ в обыденном сознании живы
прежние стереотипы, формирующие образ
мысли и поступков наших современников.
К тому же современный рынок объективно
противостоит духовности: через СМИ он
воспитывает прежде всего нужного ему
потребителя материальных благ. В то же
время имя Пушкина вызывает доверие у
самой широкой аудитории и постепенно
сознательно или подсознательно ведёт
думающего человека к духовным
приоритетам. В этой ситуации вопрос о
смене названия посёлка открытый.
Возможно обсуждение названия,
предлагавшегося С.С. Гейченко - Святые
Пушкинские Горы).
В дореволюционных понятиях
и представлениях массовой аудитории
отношение реальности событий Повести
подразумевалось и этот вопрос не
акцентировался. В современных условиях
весьма показательна и значительна
сама постановка и творческая разработка
исторического предания.
30 августа 2017
п. Пушкинские Горы.
И.Т. Будылин, канд. пед. наук.
Действительный член
академии естественных
наук (РАЕН)
Читайте аннотацию на сборник на сайте Казанской церкви Пушкинских Гор
|