Главная arrow Пушкинский край- статьи arrow История крестьянского рода Святогоровых на фоне истории нашего Отечества и родного поселка
 

Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
 Жилье в Пушкинских Горах

История крестьянского рода Святогоровых на фоне истории нашего Отечества и родного поселка

Печать E-mail
(0 голосов)
Автор Administrator   
23:04:2012 г.
Сердечно благодарю за оказанное доверие и разрешение рассказать читателям нашей районной газеты о своих предках Георгия Петровича, Леонида Николаевича и Геннадия Николаевича Святогоровых, а так же за предоставленные ими документы, фотографии и воспоминания.
Елена Хмелева, экскурсовод Пушкинского Заповедника.

Род Святогоровых на протяжении многих веков проживал на территории слободы Тоболенца, или в Тоболенце, так в просторечии называли когда-то наш поселок. Так же называлось и озеро, возле которого в незапамятные времена выросло селение. Недалеко от него находилась крепость, в которой в случае опасности укрывались местные жители. Позднее, в силу неизвестных нам причин, крепость прекратила свое существование.
В XVI веке на городище (на том месте, где когда-то находился укрепленный пункт) был основан Святогорский монастырь. Позже рядом с ним была возведена деревянная приходская Пятницкая церковь. Прихожанами этой церкви были Святогоровы и их предки.
Свою родословную Святогоровы ведут от крестьянина экономического ведомства Савелия, жившего в слободе Тоболенца во второй половине XVII века, однако можно предположить, что несколько поколений предков Савелия также проживали на этой территории, так как крестьяне, как правило, веками жили на одном месте, особенно экономические, не зависевшие от воли и капризов помещика.
С конца XVIII до середины XIX века три поколения представителей рода Святогоровых являлись служителями Святогорского монастыря. С одним из них, Иваном Васильевым, наверняка встречался А.С. Пушкин.
Сын Ивана Васильева Петр Иванов также служил в Святогорском монастыре, возможно, поэтому его дети Петр и Василий получили фамилию Святогоровы.
Братья Святогоровы, как и все крестьянские дети, с малых лет были приучены к труду: Петр, как только ему исполнилось восемь лет, был отдан мальчиком в торговое предприятие, где работал 18 лет по найму; Василий также до 15-летнего возраста работал у зажиточных крестьян, владельцев кирпичного завода в селении Подкрестье братьев Бакусовых.
В 1895 году «Петр Петров Святогоров крестьянин Слободы Тоболенца венчается в Пятницкой церкви с крестьянской дочерью Пелагией Николаевой Столяровой», - свидетельствует метрическая запись.
Видимо, с этого времени два крестьянских рода Святогоровых и Столяровых поддерживают связь родственную и экономическую, о чем свидетельствуют документы того времени.
Через два года женится и брат Петра Петровича Святогорова Василий. Надо отметить, что при венчании «поручителем по невесте» будет «крестьянская жена селения Мехово Екатерина Столярова».
Однако я считаю, нужно больше внимания уделить рассказу о семье Петра Петровича и Пелагеи Николаевны Столяровых, потому что о них нам до сих пор напоминают дом на улице Молодых патриотов и развалины каменной мельницы на улице Заозерной, но важно и другое: многие пушкиногорцы знакомы с их внуками, а люди старшего поколения помнят их детей и отзываются о них с большим уважением.
Семья Петра Петровича и Пелагеи Николаевны Святогоровых сччиталась по тем временам зажиточной. Петр Святогоров был человеком трудолюбивым, основательным, предприимчивым. Для своей семьи срубил добротный просторный дом. Это о таких домах говорят: «Мой дом – моя крепость». До сих пор стоит эта постройка на высоком каменном фундаменте крепкая, строгая, рациональная. Пережила она и революцию, и войны, и развал Советского Союза. А сколько видела на своем веку и какую энергетику хранят её стены!..
В глубоком каменном подвале своего дома Петр Петрович устроил мелочную лавку.
Помимо дома, семья Святогоровых имела скотный двор, баню, два амбара – сенной и хлебный, а также пустошные земли.
В 1912 году Петр Петрович просит позволение у властей построить на собственной земле мукомольную каменную мельницу с дизельным двигателем. Разрешение на строительство мельницы было получено, и через несколько месяцев мельница была запущена. Построена она была специалистами Турбостроительного завода братьев Тиме. Завод этот находился в Захино. Сохранилось письмо, присланное с турбостроительного завода и адресованное господам Святогорову и Столярову:
«Сим уведомляю, что каменная мукомольная мельница и помещение для нефтяного двигателя построены согласно проекта одобреннаго Строительным Отделением Псковскаго Губернскаго Правления от 3-го июля 1912 года за № 206.Буты заложены на глубину не меньше 24 аршин, стены сложены тщательно и достаточной толщины, потолочные балки проложены правильно и в достаточном количестве. Жерновой под устроен и связан очень прочно под наблюдением нашего монтера, а бетонное основание для нефтяного двигателя и сам двигатель установлены под наблюдением специалиста от фирмы «Карл Винанд» из Петербурга, которым двигатель и мельница пущены в ход и работают безукоризненно…».
После запуска мельницы Святогоровы торговлю в лавке прекратили и всей семьей, включая детей, работали на мельнице. Детей у них было трое: Николай, Петр и Надежда.
В годы революции сыновья Николая Петровича и Пелагеи Николаевны служили в Красной Армии: Петр со дня мобилизации безвыходно до увольнения, а Николай вступил в ряды Красной Армии добровольцем в 1818 году и служил до 1922 года.
Николай дослужился до звания командира роты, принимал участие в боях против белофиннов, белополяков, Юденича. Демобилизовавшись, братья вернулись в родные края и продолжали работать на отцовской мельнице, которая обслуживалась исключительно силами семьи Святогоровых.
Несмотря на то, что сыновья Петра Петровича, поверив в идеалы Советской власти, защищали её, рискуя жизнью, а в послевоенное время занимались общественно полезным трудом, их, так же как и других членов семьи Святогоровых, в 1929 году решением Пушкинского Совета депутатов трудящихся лишили избирательных прав на основании того, что они «бывшие торговцы крупные», «имевшие мельницу», к тому же они «эксплуатировали и закабаляли бедноту». Однако «мироеды» бывшие красноармейцы братья Столяровы не согласились с этим постановлением и написали в сельскую избирательную комиссию заявление о незаконности этого решения, опираясь на инструкции Ленинградского облисполкома.
Рассмотрев заявление братьев о «восстановлении голоса», комиссия постановила «прежнее постановление о лишении подтвердить». Из представителей рода Святогоровых вернули право голоса престарелой жене тяжело болевшего в то время Василия Петровича Святогорова (брата владельца мельницы) Александре Александровне, так как «отношение к Советской власти у неё безразличное в силу преклонного возраста и болезненного состояния». По просьбе Александры Столяровой вернули право голоса и её дочери Екатерине Васильевне, предоставившей комиссии удостоверение о том, что «она одержима врожденным слабоумием и глухотой на оба уха».
Вскоре после лишения избирательных прав Святогоровых, так же как и других зажиточных крестьян, раскулачили. Все их имущество было реквизировано, включая дом и мельницу. Как уже говорилось, дом этот сохранился до наших дней. В настоящее время в нем проживают пять семей. Они довольны условиями проживания, о другом жилье и думать не хотят, однако история повторяется, и вокруг старинного дома вновь «бушуют страсти роковые», хотя потомки Петра Петровича Святогорова к ним никакого отношения не имеют.
Что же касается мельницы, - она стала собственностью района. На ней еще долгое время мололи муку, чесали шерсть, пока не наступило время перестройки, приватизации и развала сельского хозяйства.
В середине 80-х годов на время ремонта в помещение мельницы «переселился» хозмаг, а затем местная администрация предложила здание мельницы за бесценок купить одному из местных жителей, однако тот отказался от торговой сделки, узнав, что у бывшего хозяина этой постройки есть наследники. Через какое-то время обыватели стали разбирать пустующую мельницу на камни. Один из камней отвез на свою усадьбу и внук Петра Святогорова Георгий Петрович. На этом камне были высечены инициалы владельца мельницы и год завершения строительства.
После раскулачивания Петр Петрович и Пелагея Николаевна Святогоровы были отправлены на «выселки», их старший сын Николай с женой оказались в Пермской области, а младший Петр в конце 1929 года женился и всю свою жизнь прожил в Пушкиногорском районе. Перед Великой Отечественной войной работал в Пушкинском Заповеднике, обеспечивая электроснабжение Михайловского; после войны восстанавливал заповедник, затем работал дизелистом в Пушкиногорской больнице (там была своя электростанция). Свет подавали до 24 часов, если необходимо было ночью делать операцию, шли за Святогоровым, он вставал и безропотно шел на работу, ведь от него, так же как и от хирургов, зависела жизнь человека.
В нашем поселке Петра Петровича Святогорова уважали, мужики при встрече с ним снимали шапки и почтительно раскланивались. Старые жители Пушкинских Гор до сих пор хранят о нем добрую память.
Могила Петра Петровича находится на Тимофеевой горке возле Покровской часовни, ниже, возле лестницы, ведущей к церкви, там, где в ствол живого дерева впивается кусок железной ограды, находилась и могила его отца Петра Петровича Святогорова, бывшего владельца мельницы. Хотя на месте его захоронения появилась чужая могила, память о нем живет в сердцах его многочисленных потомков.
 

Добавить комментарий

Нецензурные выражения и размещение материалов распространение которых противоречит законодательству РФ запрещено. В этом случае пользователь будет заблокирован.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

« К 90-летию со дня основания Пушкинского Заповедника «Преданья старины глубокой»   Вид на Большую улицу с птичьего полета »
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.2407