Главная arrow Пушкинский край- статьи arrow Вид на Большую улицу с птичьего полета
 

Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
 Жилье в Пушкинских Горах

Вид на Большую улицу с птичьего полета

Печать E-mail
(0 голосов)
Автор Administrator   
23:04:2012 г.
В глухой провинции селенье:
В нем монастырь, да ряд домов,
Да говор баб, да девок пенье,
Да скрип телег, да рев котов.
А в праздник ярмарка большая
Была на улице Большой;
Толпа гудела не смолкая,
Куражился народ честной.
В толпе веселой затерялся
То ли цыган, толь мещанин.
Жандарму Пушкиным назвался,
Съел с аппетитом апельсин,
С мальчишками играл в горелки,
Слепцам тихонько подпевал
И черноокую белянку
Своею музой называл.
Накануне столетия со дня рождения А.С. Пушкина была издана серия почтовых открыток с видами наших мест. Те из них, на которых были запечатлены снимки, сделанные с разных точек колокольни Успенского собора, были озаглавлены «Святыя Горы Псков. Губ. Общий видъ съ птичьяго полета».
Испокон веков человек рвался в мечтах в небесную высь, завидуя птицам. Это подтверждают и песни, и предания, и легенды, и попытки соорудить искусственные крылья и взмыть над земными просторами.
Когда смотришь на наш поселок с колокольни Успенского собора и видишь пролетающих внизу птиц, кажется, что ты паришь вместе с ними, отстраненно взирая с высоты на человеческий муравейник. Вероятно, когда-то эти ощущения овладели фотографом, поднявшимся на колокольню, чтобы запечатлеть Большую улицу с её постройками, лошадьми, запряженными в телеги, с крошечными фигурками людей. Смотришь на открытку, сделанную с этой фотографии, и, кажется, переносишься сознанием в другое время, в другую жизнь.
Улица Большая (теперь её называют Пушкинской) берет свое начало от Святогорского монастыря. Она, извиваясь, то опускается в низину, то поднимается на вершину холма и исчезает вдали среди хаоса разбросанных домиков.
На открытке хорошо видны постройки, находящиеся вблизи Святогорского монастыря. Их можно узнать по другим открыткам, запечатлевшим наиболее интересные места Святых Гор, а так же по описаниям очевидцев и воспоминаниям.
Так, с правой стороны мы видим постройку, на подклете крытую щепой. Уж не та ли это контора, «помещавшаяся против входа в монастырь», упоминавшаяся в 1899 году в одном из номеров «Живописной России»?
Здание это как бы соединено высоким глухим забором с домом, в котором находилась Читальня и Богодельня. Это богоугодное заведение было построено «в память Пушкина» в 1895 году на средства крестьян Святых Гор. Уничтожена была в годы Великой Отечественной войны. Находилась она примерно на том месте, где в самом начале 50-х годов построили книжный магазин (теперь это здание Воскресной школы).
Левее от читальни просматривается купеческое подворье с лавкой, хозяйственными постройками, стоящими карэ и, вместе с лавкой образующими внутренний двор, в центре которого возвышается двухэтажный жилой дом. Может быть, это подворье купца Александра Волкова, о котором рассказывает жительница деревни Савкино Мария Алексеевна Шпинева в книге «Мой любимый уголок земли», изданной Пушкинским Заповедником?
В настоящее время на месте купеческого подворья находится жилой дом № 10. Проживающая в нем Ольга Алексеевна Кузьмина рассказывала, что у них во дворе под землей до сих пор сохранились старые фундаменты больших построек, что не дает возможности возделывать землю.
Через дорогу от купеческого подворья видны купола Пятницкой церкви. От неё улочка спускается в низину, затем, изгибаясь, поднимается на соседний холм, и, почти достигнув его вершины, у развилки поворачивает направо. За этим поворотом слева от дороги мы видим массивную валунную постройку с закругленной крышей – это пожарное депо.
После Великой Отечественной войны её перестроили, отштукатурили и побелили. В последнее время в этом здании размещалась типография, где печаталась газета «Пушкинский край».
До революции в пожарном депо не только находилась пожарная дружина, там так же местные купцы-любители ставили водевили, а во время ярмарок использовали его под карточный клуб.
Через дорогу от депо мы видим больничную горку с больницей на 15 коек и подсобными постройками. Территория больницы обнесена аккуратным заборчиком; за ним просматриваются деревья и высокие кустарники.
За Больничной горкой Большая улица исчезает из поля зрения, но хочется хотя бы несколько слов сказать о здании, находящемся на соседней Почтовой улице. Второй этаж его с фронтоном и тремя окошками хорошо виден на открытке на фоне лесного массива слева от Больничной горки. Старожилы нашего поселка называют этот дом ветлечебницким, так как жили в нем до войны ветеринарные работники. Кому до революции принадлежал этот дом, неизвестно, но потомки купцов Синельниковых, проживающие в нашем поселке, по семейным преданиям знают, что предки их жили где-то на Почтовой улице.
На Почтовой улице находились и мастерские Синельниковых, в которых наносили синие узоры на белые холсты (отсюда и пошла фамилия этого купеческого рода).
Теперь на месте мастерских Синельниковых стоит дом № 6. Хозяйка этого дома Галина Ивановна Бородинская рассказывала, какие глубокие каменные подвалы до сих пор сохранились под её жилищем.
Когда смотришь на эту старую открытку, представляешь, каким увидели наше селение и его главную улицу гости, приехавшие на празднование столетнего юбилея А.С. Пушкина. Возможно, почти так выглядела эта улица и в пушкинское время. Наверняка, по ней ходил и сам поэт, впитывая в себя её жизнь, общаясь с местными жителями. Псковская глубинка помогла ему лучше понять, почувствовать простой народ, его жизнь, нравы, философию. Все это сделало поэта мудрее и проще, помогло стать истинно русским поэтом, наверное, поэтому в советское время Большую улицу переименовали в Пушкинскую.
Е. Хмелева, экскурсовод Пушкинского Заповедника.
 

Добавить комментарий

Нецензурные выражения и размещение материалов распространение которых противоречит законодательству РФ запрещено. В этом случае пользователь будет заблокирован.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

« История крестьянского рода Святогоровых на фоне истории нашего Отечества и родного поселка   Крест - наша защита, опора и надежда на спасение »
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.1476