Главная arrow Пушкинский край- статьи arrow К 90-летию со дня основания Пушкинского Заповедника Почтовая улица
 

Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
 Жилье в Пушкинских Горах

К 90-летию со дня основания Пушкинского Заповедника Почтовая улица

Печать E-mail
(0 голосов)
Автор Administrator   
23:04:2012 г.
В книге «Мой любимый уголок земли», изданной Пушкинским Заповедником в 2007 году, об этой улице сказано: «Это одна из самых старых и самых живописных – особенно осенью – улиц поселка.
На сравнительно короткой Почтовой расположено, пожалуй, наибольшее число архитектурных памятников местного значения, которые внесены в Кадастр Псковской области».
Жителям Почтовой за повседневными заботами, возможно, и невдомек, на какой удивительной улице они живут, какая у нее богатая, насыщенная разными событиями история, какие люди по ней ходили, и сколько всего повидали на своем веку расположенные на ней старые постройки.
В прежние времена Почтовая была проезжей. По ней скакали рысаки, запряженные в повозки, тащили телеги крестьянские рабочие лошади, шли с котомками путники, и первое, что видели путешественники, ступая в пределы слободы Тоболенца, – это кузница на Почтовой улице, здесь можно было перековать лошадей, неподалеку от кузницы стояло двухэтажное деревянное здание с валунно-кирпичной пристройкой и хозяйственными постройками, где, по словам В.Ф. Деглау, выросшего в этом доме, находился постоялый двор с трактиром. Трактир и кухня были расположены внизу. Потолки на первом этаже были низкие, здесь же стояли печи с дымоходами, по которым теплый воздух поднимался на второй этаж в высокие хозяйские покои и комнаты постояльцев.
Пристроенный к дому валунный придел, видимо, был оборудован под ледник, а в примыкающей к леднику кирпично-валунной пристройке, скорее всего, был амбар.
Кузница, находящаяся примерно в 150 метрах от дома, похоже, принадлежала тем же владельцам, что и постоялый двор с трактиром: видимо, не случайно не возле кузницы, а ближе к дому, в земле, до сих пор попадаются в большом количестве кованые гвозди, скобы, светцы, а также встречаются фрагменты больших крестов, точно таких, какие воздвигают не куполах храмов и колоколен.
Недалеко от постоялого двора, немного в стороне от дороги, стояло волостное правление. Эта постройка семидесятых годов 19 века до сих пор напоминает о том, что здесь когда-то бился пульс жизни Вороничской волости, в состав которой входила слобода Тоболенца. Это здесь, на площади возле волостного правления, в мае 1899 года целых два дня под проливным дождем гулял простой народ, отмечавший столетний Пушкинский юбилей.
Многие из этих мужиков, баб, ребятишек, возможно, толком и не знали, кто такой Пушкин, чем он прославился, главное – появилась возможность собраться всем миром, развлечься под громкие звуки оркестровой музыки, поглазеть на выступающих в перерывах между ливнями поэтов и артистов, покуралесить, погулять в трактире. Гулял тот самый народ, которому Пушкин отвел чуть ли не самую главную роль в трагедии «Борис Годунов», написанной в годы михайловской ссылки. Псковская земля помогла ему сблизиться с этим народом, впитать в себя его философию, мировоззрение; здесь поэт и почувствовал силу народную, его роль, его значимость в развитии истории. Один из героев трагедии «Борис Годунов» так говорит о роли мнения народного:
«Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным».
То, какую роль играет в политике «мнение народное», понимают не только приверженцы Гришки Отрепьева, но и приверженцы Годунова и сам Борис - все они пытаются заигрывать с народом: на чьей стороне народ, тот и одержит победу.
В юбилейном 1899 году беспечно гуляющий возле волостного правления, в трактире, на Волостной горке народ еще не был той грозной определяющей ход истории силой, он еще не подозревал о грядущих в скором времени переменах.
На холме шло гулянье: гремела музыка, гудела толпа, а с вершины холма открывался вид на слободу, раскинувшуюся возле Святогорского монастыря, там, в «Храме славы», укрывшись от непогоды, чествовала поэта «благородная публика».
Здесь же, на Почтовой под холмом, на котором проходило народное гулянье, в это время в почтовом отделении принимали поздравительные телеграммы, адресованные сыновьям поэта Александру и Григорию.
Это строение с валунно-кирпичным первым этажом и бревенчатым вторым было построено в 1877 году, оно являлось связующим звеном волости с внешним миром: сюда приходили письма, посылки, в 1886 году была проведена телеграфная линия, а в 1910 – появилась телефонная связь.
Благодаря отделению связи, Почтовая улица и получила свое название.
Наискосок от почты, ближе к озеру, находилось подворье богатых крестьян Столяровых. Они имели большой двухэтажный дом с хозяйственными постройками. Столяровы, так же как и Синельниковы, сдавали жилье постояльцам: неслучайно у них летом 1826 года останавливался тайный агент А.К. Бошняк, прибывший в наши края с целью собрать сведения о ссыльном поэте А.С. Пушкине. Для удобства гостей рядом с домом был поставлен шинок. Наверняка, в доме Столяровых в конце мая 1899 года было много приезжих, прибывших в Святые Горы на празднества, посвященные столетию со дня рождения Пушкина.
После Великой Отечественной войны дом Столяровых был разобран, и частично на старом фундаменте в 1949 году был поставлен сруб, привезенный из Прибалтики (это дом №1). Возле этого дома Почтовая улица как бы вливается в Пушкинскую, носившую когда-то название Большой.
Как видим, Почтовая улица была довольно короткой, протяженность её составляла около версты, но в жизни слободы и Вороничской волости она играла огромную роль.
В настоящее время эта улица интересна тем, что на ней сохранилось много старых построек, причем каждая из них имеет свой неповторимый облик, историю, значимость в жизни нашего населения. К сожалению, судьба некоторых из этих зданий вызывает тревогу: не так давно два строения перешли в частные руки, их новые владельцы имеют полное право делать с ними всё, что им заблагорассудится… Однако хочется верить в благородство этих людей, в то, что они сохранят исторические памятники для будущих поколений и не изменят их внешний облик.
Беспокоит также состояние бывшего постоялого двора. Этот дом №12 находится в ведении муниципалитета. Этим летом со стороны двора кто-то разобрал каменную стену пристройки, сам дом требует срочного ремонта, так как шифер на крыше растрескался, трубы разваливаются, доски полов и потолков сгнили, но сам сруб крепкий, а дом, по словам жильцов, теплый, а из окон дома, как и в старые времена, открывается изумительный вид на высокие старые сосны, растущие на горе Закат. Свои горделивые вершины они слегка склоняют в сторону Святогорского монастыря, могилы Пушкина и восхода пробуждающегося солнца.
Е. Хмелева, экскурсовод Пушкинского Заповедника.
На снимках: дом на улице Почтовой, 12 (бывший постоялый двор с трактиром, постройка 1904 года); ледник (внешний вид); бывшая образцовая кузница (фото 2010 года); Волостное правление, тоже бывшее (Школьный городок, постройка 1870-х г.г.).
 

Добавить комментарий

Нецензурные выражения и размещение материалов распространение которых противоречит законодательству РФ запрещено. В этом случае пользователь будет заблокирован.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

« Жить под страхом смерти   К 90-летию со дня основания Пушкинского Заповедника «Преданья старины глубокой» »
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.1559