Главная arrow Лик-2 arrow К 50-летию со дня основания и 20-летию со дня закрытия Пушкиногорского бюро путешествий и экскурсий.
 

Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
 Жилье в Пушкинских Горах

http://pushgory.net – сайт Казанской церкви Пушкинских Гор. Храм в котором бывал А.С. Пушкин. Тимофеева горка, святыни, древности, история прихода, который действует с 1765г. и никогда не закрывался.

 

К 50-летию со дня основания и 20-летию со дня закрытия Пушкиногорского бюро путешествий и экскурсий.

Печать E-mail
(0 голосов)
Автор Administrator   
21:03:2012 г.
«Мы очень благодарны вам…»


 

 

 Эти слова содержат почти все записи сохранившихся «Книг отзывов» Пушкиногорского Бюро путешествий и экскурсий. Оно существовало всего тридцать лет, а след в истории нашего края оставило заметный. И хоть невелик район, а Бюро его было известно на всю страну.
Экскурсионное Бюро возникло в системе профсоюзов в 1962 году как ответ на возрастающий интерес гостей к Пушкинскому краю. Оно неразрывно связано с именем своего создателя и первого директора А. Н. Иванова. Уроженец ближней к поселку д. Мануйлово, по окончании пединститута, Алексей Николаевич преподавал в школе литературу и русский язык, сотрудничал в местной газете и был экскурсоводом на турбазе в д. Воронич. Немало восторженных отзывов о его экскурсиях хранят записи тех лет. Он хорошо знал работу с людьми как педагог по профессии и по опыту. Потому созданное им Бюро отличалось от других.
Чтобы работать у Алексея Николаевича нужно было одно – хорошо знать свое дело. А использовать для экскурсии можно было любые свои свободные дни. Это привлекло, прежде всего, учителей местной школы, у которых освобождалось время от занятий в летний, самый напряженный для Бюро сезон, а также филологов, историков – преподавателей из Ленинграда. Все это обеспечивало признанный высокий уровень экскурсий тех лет. Многое зависело здесь от самой дружелюбной атмосферы в Бюро, демократизма и доверия к директору, к его знаниям и пониманию дела. Он не только руководил, но и работал наравне со всеми на всех маршрутах.
В 1975 году бюро переехало из д. Воронич на новую турбазу и разместилось в четырех комнатах главного корпуса.Выросло число его сотрудников. Кроме прочего – его фойе украсилось настенным тематическим орнаментом замечательного художника Л. Тимофеева (впоследствии гл. художника-реставратора дворца-музея в Алупке). Но главное – оно стало отправлять в другие города страны свои группы и преобразовалось в «Бюро путешествий и экскурсий». В наш поселок устремились группы туристов практически из всех концов страны, союзных республик – особенно из Прибалтики. До 564 тысяч человек в год повысилась посещаемость заповедника, появились маршруты и за его пределы. Во многом благодаря работе всех сотрудников Бюро и автобазы Пушкинские Горы становились известны как один из символов культуры нашего Отечества. В практику вошли новые экскурсионные маршруты, предложенные известным краеведом М.Е. Васильевым – «Древние крепости псковского края», а позже «Усадьбы пушкинской поры».
Начатая в 1962 году «с нуля» работа, к 1978 году приобрела масштаб, признание и была достойно продолжена после ухода А.Н. Иванова на пенсию тоже известным в районе педагогом, историком, бывшим директором одной из школ Гертом Кирилловичем Степановым.
«Книги отзывов» свидетельствуют, что у гостей края повышались требования к квалификации, мастерству экскурсоводов. Как следствие - получила развитие методическая работа, которую успешно вела Л. Л. Суворова. Ею была собрана очень ценная специализированная библиотека по пушкиноведению и краеведению, разработаны маршруты «Псковские декабристы», «Алоль – Курган Дружбы» под Себеж и другие. Ею же были организованы курсы экскурсоводов, где старшие коллеги передавали опыт начинающим, введены в практику другие методы совершенствования работы.
Своеобразным «университетом» для сотрудников Бюро и заповедника стали ежегодные выезды в ноябре и апреле (санитарные месяцы в музеях) по пушкинским и историческим местам страны. Устраивались они на сэкономленные средства и отчасти на средства участников. Значение встреч с коллегами в других музеях для повышения квалификации экскурсоводов трудно переоценить. За признанием высокого уровня экскурсий тех лет стоит большой труд создателей и участников жизни Бюро.
Разумеется, другим способом улучшения эффективности работы было обоснованное регулирование зарплаты. Она напрямую связывалась со стажем сотрудника, отсутствием жалоб туристов, количеством и качеством освоенных тем. Соответственно, экскурсоводам присваивались различные уровни квалификации.
При оплате учитывалось, что в государственный реестр профессия «экскурсовод» вошла только в 1978 году, но это был только первый шаг к признанию. Поэтому на экскурсоводов не распространялись такие понятия как «педагогический стаж», затраты на приобретение методической, специальной литературы, затраты на полноценный отдых и др. Между тем, работая в самых неблагоприятных погодных условиях, ежедневно подвергая риску здоровье (прежде всего голосовой аппарат), экскурсовод не был ничем защищен социально. Не все знают, например, что при выходе на сцену актера в своей личной одежде, в соответствующей графе отчетного документа указывалось: «выступал в своем костюме» - и процент его износа во время концерта оплачивался отдельно. Кому-то это покажется странным, но здесь все юридически верно. Мы знаем, что спецодежду обычно выдает и предприятие. Ничего похожего в экскурсионной практике по названной причине нет, хотя износ его одежды и обуви в период работы гораздо выше актерского. Поэтому досужие рассказы о «длинных рублях» экскурсоводов бывшего бюро не более чем сказка. Но сказка привлекала в Бюро и людей случайных. Они и сами именовали себя «халтурщиками», однако их быстро распознавали туристы и удерживались эти «варяги» недолго. Экскурсионная работа - область педагогики, а значит, подвижничества и она совершала свой отбор часто даже независимо от строгих рецензентов в музеях.
Распад государства в 1991 году сразу повлек спад посещаемости. Постепенно перекрывались границы с соседями, начались задержки зарплат. Заповедник опустел. Одна из публикаций начала 1990-х годов, которые теперь называют «лихими», выразительно называлась «В Михайловском ничего не происходит. И слава Богу». Бюро вынужденно пошло на сокращение штата экскурсоводов, а 20 марта 1992 года, с ликвидацией отдела, фактически прекратило свое существование как творческая организация.
Сегодня постепенно тает память об этом интересном явлении нашего недавнего прошлого. О нем уже больше знают по слухам. Почти ничего не осталось, кроме следов вывески Бюро на стене здания, где оно располагалось, воспоминаний участников его жизни и пяти уцелевших «Книг отзывов». Открываю страницу наугад: «Хочется выразить глубокую признательность Бюро экскурсий и путешествий Пушкинских Гор…». Да, хочется выразить глубокую признательность… Подписываюсь под каждым словом.
Будылин И.

 Лидия Леонидовна Суворова. Методист
 Г.Заводников


Алексей Чаплеевский

Сергей Яковлев
Татьяна Юрьевна Мальцева

__________________________ 

Image

 Коротко об авторе: Будылин Иосиф Теодорович. Хранитель музея-усадьбы Тригорское (1995-2000 гг.), научный рук. изд. «Пушкинская энциклопедия «Михайловское» М., 2003. Автор книг «Золотая точка России»(3 издания), «Деревенский Пушкин»(4 издания)., «Пушкинский заповедник: музей и жизнь», «Святые Горы». Канд. пед. наук (культурология), действ. чл. РАЕН.

Последнее обновление ( 10:04:2012 г. )
 

Добавить комментарий

Нецензурные выражения и размещение материалов распространение которых противоречит законодательству РФ запрещено. В этом случае пользователь будет заблокирован.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

« «Жизнь и лира…»   «Мы должны неустанно помнить и беречь все здешние исторические места…» »
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.1499