Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
 Жилье в Пушкинских Горах

Сестры

Печать E-mail
(5 голосов)
Пушкинские Горы - Пушкинский край- избранное
Автор Administrator   
29:07:2010 г.

  ImageImageImage 

Image 

 

Сестры


Никто не забыт, и ничто не забыто

Ольга Берггольц

Склоняю свою седую голову перед твоим мужеством, милая девочка Алла Шубина. Твое имя вошло в мою жизнь с детства. Моя мама, Шубкина Полина Михайловна, по окончании педагогического училища в Опочке в 1930 г., была направлена в Селихновскую начальную школу, недалеко от Пушкинских Гор.

Шубин Василий Иванович был заведующим этой школой, а Анастасия Дмитриевна Шубина работала учительницей. Аллочке в ту пору было лет семь. Училась она в классе моей мамы. Молоденькая учительница, как и семья Шубиных, жила в школьном здании. В этой семье было три девочки - младшая Анфиса, средняя Алла и старшая Ольга, в семье ее звали Лелей. Так и моя мама называла ее в своих рассказах об этой семье.

Image

Мой украинский дед на Киевщине был раскулачен и сослан на лесоповал в Вологодские леса. Каким образом мой будущий отец Лавриненко Федор Прохорович, 16 лет от роду, вместе с 12-летним братом Павликом оказались в селе Селихново, точно не знаю. Жестоко и причудливо разрушались тогда большие крестьянские семьи. Украинские хлопчики, изгнанные из родного края, нашли пристанище вдали от родины, на псковской земле. Так возникла моя семья рядом с семьей Шубиных. После моего рождения родители переехали в Ленинград, а Павлик уехал на Донбасс, где окончил фельдшерскую школу.

Перед войной семья Шубиных жила в Опочке, где родители учительствовали в начальной школе, а девочки учились в средней школе № 1. В 1941 году Алла окончила школу и собиралась поступать в институт железнодорожного транспорта в Ленинграде. Старшая сестра Леля уже училась там в Покровском педагогическом институте.

На фотографии 1940 г. милые девичьи лица: Аллы, 16 лет; Анфисы, 14 лет; Лели, 20 лет и их двоюродной сестры Нины Крыловой. На коленях у Лели устроился соседский малыш. Глядя на эту улыбающуюся компанию, ощущаешь такую жизнеутверждающую радость безмятежной юности, когда все еще впереди. А впереди было страшное слово «война». Как же жестоко военное лихолетье распорядится судьбами сестер.

Image

Война застала семью Шубиных в Пушкинских Горах, где строился их новый дом. Здесь, на родине, они собирались провести летние каникулы. По настоянию Анастасии Дмитриевны девочки здесь брали частные уроки немецкого языка. Усидчивая Алла серьезно относилась к этим занятиям.

29 июня 1941 года был издан приказ Верховного Главнокомандующего о создании на оккупированных территориях партизанских отрядов, подпольных групп, организаций.

Осенью 1941 года под командованием кадровых военных Литвиненко A.M. и его заместителя по разведке Германа А.В. была создана 2-я Особая партизанская бригада. На протяжении пятимесячного рейда в тыл врага появились первые точки разведсети в Опочке, Пушкинских Горах, Новоржеве, под Островом. Герман занимался отбором людей для разведки. Из книги «Контрразведка» (Псков, 1995 г.): «Никто, кроме двух-трех подпольщиков, не знал почему Алла согласилась пойти работать переводчицей в комендатуру... Имеются свидетельства, что с Аллой Шубиной в январе 1942 года партизанами была установлена связь. Ее связными были разведчики 2-й Особой партизанской бригады».

Комендант Пушкинских Гор охотно взял к себе переводчицей среднюю дочь старосты, девушку с прекрасными русыми косами. Он снабжал Аллу словарями и книгами, отмечал ее успехи в изучении немецкого языка. Старалась и Алла. С огромным риском «фрейлейн» Алла добывала секретные данные. Ей удалось снять копию со схемы размещения постов на Сороти и Великой.

В июле 1942 года вновь созданная 3-я Ленинградская бригада была переброшена в партизанский край. Командовал ею Александр Васильевич Герман. Комбриг торопил своих разведчиков активизировать работу в городах Порхове и Новоржеве, оживить связи в районе Пушкинских Гор с надежными людьми, помогавшими 2-й Особой бригаде в первую военную зиму. На страницах псковских и пушкиногорских газет делился своими воспоминаниями бывший партизан Петр Иванович Бесчастнов, который находился в тылу врага в составе оперативной группы 3-й Ленинградской партизанской бригады. Разведчики получали от Аллы Шубиной секретные сведения о намерениях врага, она снабжала нужных людей бланками с печатями, слушала разговоры и читала немецкие бумаги, по немецкому приемнику прослушивала сводки Совинформбюро.

Из воспоминаний бывшей партизанской разведчицы Клавдии Тяпиной: «В Пушкинских Горах с огромным риском добывала секретные сведения переводчица военной комендатуры Алла Шубина... В 1943 году Алла была одной из лучших агентурных разведчиц». (Вече Твери. Ноябрь 2009 г. Партизанский путь 2-й Особой)

Строительство линии «Пантера» началось в октябре 1942 года, общая протяженность ее укреплений составляла тысячу километров. Составная часть линии «Пантера» двойным обводом прикрывала подступы к Пскову и Острову и проходила через Опочку, Пустошку и дальше на юг в сторону Полоцка. Немецкие военные специалисты утверждали, что сокрушить линию «Пантера» невозможно. Маршал Советского Союза А.И. Еременко писал в своей книге «Годы возмездия 1943-1945»: «Очень важны для нас были схемы построенных и строящихся промежуточных рубежей, хотя бы с очень короткой характеристикой». Такие сведения от советских разведчиков поступали. Пушкиногорская подпольщица Алла Шубина, например, сумела добыть несколько чертежей Островского узлового участка «Пантеры». (Иванов Н.М. Невозвратимое. Записки старого псковича. Псков, 2002). В своих воспоминаниях, опубликованных в

70-е годы в «Псковской правде», комиссар бригадной разведки Иван Костарев писал: «Новые данные о «Пантере» добыла наша разведчица Алла Шубина, работавшая переводчицей в военной комендатуре Пушкинских Гор».

В декабре 1942 года в Острове погибает подпольная группа Героя Советского Союза Клавы Назаровой. После гибели второй группы, руководимой подругой Клавы Людмилой Филипповой, Алла Шубина легально едет в Остров на прием к врачу, так об этом говорится в справке, подписанной комендантом. Алла посещает не только явку, но и достает из сейфа комендатуры те самые чертежи. В Псков отправляются две разведчицы с подлинными документами, их доставала Алла. Сведения, добытые ими, были настолько важны, что их немедленно передали в штаб фронта.

Военный писатель, ленинградский

(Продолжение. Начало в №56)

Масолов Н.В. служил в рядах Краснознаменного Балтийского флота, оборонял блокадный Ленинград в 1941-1944 годах. После прорыва блокады участвовал в освобождении Балтийского побережья, республик Прибалтики. Войну закончил в Германии. Что такое линия «Пантера» знал не только из архивных документов. Награжден двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды. Умер 8 мая 1991 года.

Когда Алла заметила за собой слежку, был инсценирован ее захват партизанами. В отряде она была тоже разведчицей, здесь рассталась со своими прекрасными косами. После исчезновения Аллы за домом Шубиных была установлена слежка. Василий Иванович был отстранен немцами от должности старосты, и семью вскоре выселили из дома. Они нашли приют у родственников в деревне. Здесь однажды ночью Алла навестила родных. Это было их последнее свидание. В одной из записок от Аллы, которые Василий Иванович получал через продавщицу магазина, она писала: «Наши ребята рвутся в бой. Берегите Кису». Так Алла называла свою младшую сестренку Анфису.

В период наступления наших войск под Ленинградом партизаны 3-й Ленинградской бригады активизировали свои действия на железных дорогах, что привело к сокращению прохождения воинских эшелонов, тем самьм затрудняя перегруппировку неприятельских сил. 20 января 1944 года партизаны разгромили несколько станций, в том числе и станцию Уза. Из справки от 17 января 1946 года Анастасия Дмитриевна Шубина узнала, что «действительно ее дочь Шубина Алла Васильевна была в партизанском отряде

№ 23 с 9 августа 1943 года по 21 января 1944 года. Погибла на боевом задании 22 января, Порховский район, разъезд Уза. В чем и удостоверяет начальник Оперативной группы по руководству партизанским движением на Северо-Западном фронте подполковник Тужиков».После войны Анастасию Дмитриевну посетила бывшая партизанка Тамара Иванова, которая рассказала как погибла Алла. После выполнения задания разведчику полагался отдых, но Алла настояла, чтобы ей разрешили идти в бой: «Какая я партизанка, если не участвую в бою». Она рвалась в бой, ведь там, в блокадном Ленинграде, была Леля. Алла не дожила до снятия блокады всего 5 дней. Ей было 20 лет, она родилась 16 января 1924 года. Двоюродная сестра Аллы Нина Крылова была расстреляна в Пушкинских Горах 23 февраля 1944 года в числе 13 девушек-подпольщиц.

3-я Ленинградская партизанская бригада последний бой провела в феврале 1944 года. К середине февраля соединилась с войсками Красной Армии и была отозвана в Гатчину, где была расформирована. Так закончился героический боевой путь 3-й Ленинградской партизанской бригады имени Германа. Легендарный комбриг, ленинградец Герман Александр Викторович погиб 6 сентября 1943 года при выходе из окружения в деревне Житница Новоржевского района. Ему было 28 лет. В апреле 1944 года Герману было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названы улицы в Ленинграде, Пскове, Новоржеве.Image

Мой дядя военфельдшер Павел Лавриненко погиб 3 января 1942 года при обороне Ростова-на-Дону. Ему было 20 лет.

Анфиса Шубина с двоюродной сестрой Нонной Крыловой были арестованы в октябре 1943 года. Боясь отправки в Германию, они поступили на работу в отдел труда, где имели доступ к рабочим паспортам. Будучи членами подпольной организации, они отправляли чистые бланки паспортов в партизанский отряд, давали возможность военнопленным уходить в партизаны. Но однажды немцы обнаружили эти бланки, когда бывшая пионервожатая и ее спутник военнопленный были задержаны на мосту через Сороть при попытке уйти в партизаны. При допросе были названы имена сестер. Их арестовали и отправили в концлагерь в 18 км от Риги.

После прорыва блокады Ленинграда на северо-западном фронте шли ожесточенные бои. Красная Армия с большими потерями освобождала Псков, Остров, Пушкинские Горы, преодолевая яростное сопротивление противника на сильно укрепленной линии «Пантера». При приближении наших войск к Латвии узников концлагеря погрузили в товарные вагоны и в апреле 1944 года они оказались во Франции, в городе Леман, в поле, окруженном проволокой. Здесь их отправляли группами по 200 человек на разные объекты. Анфиса и Нонна работали в шахте с кирками, где однажды отравились газами. Затем их отправили в другой лагерь на строительство аэродрома. Из Лемана их перебросили в Кравант, где был большой международный лагерь. Здесь работали итальянцы, немцы-коммунисты, русские и много людей других национальностей.

В мае они были уже в городе Таверни, где строили вместе с французами завод под землей.

Р.Ф. Лавриненко

На снимках:

Image

г. Опочка, Алла и Анфиса Шубины (копия из книги Н.В.Масолова «Позывные с берегов Великой», стр.154.); комбриг, ленинградец Герман Александр Викторович; Алла Шубина, переводчица. Снимок сделан в комендатуре (здание средней школы им. А.С.Пушкина) в 1942 или 1943 году.

Image 

(Окончание следует)

(Окончание. начало в №№56,57. )

Немцы усиленно укрепляли оборону для удержания «атлантического вала». В начале июня 1944 года англо-американские войска высадились в Нормандии. Во второй половине июля развернулось наступление сил союзников на широком фронте.

Строительство завода под землей продолжалось и после вступления англоамериканских войск во Францию. Русские военнопленные ребята работали шоферами, они привозили узников из лагеря на завод и увозили с работы обратно в лагерь. 4 июля 1944 года они помогли бежать девушкам из лагеря и через русского эмигранта устроили их в семьи французских коммунистов - участников Сопротивления в городе Увер-на-Уазе. Для предосторожности им сделали временные документы вместо паспортов. И участница французского Сопротивления Анфиса Шубина стала называться «мадемуазель Татьяна Давидович, полька, родилась в 1926 году в городе Люблине».

Image

В последнем бою отряда Сопротивления погиб Марсель Марта. Его именем названа улица в Увере, на которой он жил. В доме Марселя жила Анфиса Шубина, она же Татьяна Давидович. Торжественная траурная церемония захоронения Марселя Марта 4 сентября 1944 года запечатлена на фотографии, на которой (внизу справа) флаг Советского Союза с траурным крепом несет восемнадцатилетняя Анфиса. Американский, французский и английский флаги несут французские участники Сопротивления, отдавая тем самым дань союзникам, которые открыли второй фронт против гитлеровской Германии. На снимке слева Нонна Крылова высоко держит флаг нашей страны. Пушкиногорские девушки несли флаг Советского Союза, сменяя друг друга. За Нонной стоят Анфиса и Лена Столярова, которую арестовали в Пушкинских Горах вслед за сестрами. За знаменосцами следует отряд армии генерала де Голля, которая участвовала в боях за освобождение Франции вместе с англо-американским десантом.ImageImage

Командир отряда Сопротивления капитан Дюфиль выдал девушкам документы, подтверждающие их участие во французском Сопротивлении. С 26 августа 1944 года по 23 июля 1945 года девушки находились в лагере «Борегар», сборном пункте советских граждан № 13 вблизи Версаля. Здесь их готовили для отправки на Родину. В характеристике на Шубину Анфису Васильевну командование сборного пункта отмечает, что «Тов. Шубина, работая в хоре сборного пункта, своей дисциплинированностью и честным поведением была образцом для остальных товарищей. Находясь за границей вела себя, как подобает члену Великой державы, преданному своей Родине гражданину». Девушки вернулись в Пушкинские Горы только в октябре 1945 года.

Студентка Ольга Шубина жила в блокадном Ленинграде с первых и до последних дней. Рыла, как и все трудоспособные женщины, окопы под трассирующими пулями пикирующих немецких бомбардировщиков. Дежурила на крышах домов, сколачивала на заводе ящики под снаряды. И все 900 дней подвергалась смертельной опасности голодной смерти, бомбежки, осколков бомб и снарядов.

После прорыва блокады выживших студентов отправили в Ессентуки на поправку, где их разместили среди местных жителей. Все санатории были переполнены ранеными бойцами. Вскоре немцы неожиданно прорвали нашу оборону и заняли Ессентуки. Воспользовавшись служебным транспортом, обслуживающий персонал с семьями бежал. Леля решила пробираться в Пушкинские Горы. Была задержана первым немецким патрулем и отправлена в тюрьму города Житомира, где узников часто выстраивали в коридорах лицом к стенке и стреляли поверх их голов. Затем была Германия, где сменила трех хозяев, на которых работала.

После капитуляции Германии Ольга Шубина оказалась в лагере под советским командованием. В лагере было много детей и подростков, для них организовали школу, в которой Леля преподавала. Вернулась Ольга Васильевна домой только зимой в 1945 году.

Вот так зловещее слово «война» отозвалось на судьбах уютно устроившихся на домашнем диване сестер, которые смотрят на нас с предвоенной любительской фотографии

.

Дорогие Ольга Васильевна и Анфиса Васильевна, низкий Вам поклон и горячий привет в 65-ую годовщину Победы. Светлая и благодарная память тем, кто до нее не дожил.


Р.Ф. Лавриненко

Последнее обновление ( 30:07:2010 г. )
 

Добавить комментарий

Нецензурные выражения и размещение материалов распространение которых противоречит законодательству РФ запрещено. В этом случае пользователь будет заблокирован.

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Подчеркнутый Зачеркнутый Изображение Список Цитата


Автотранслитерация: выключена


Защитный код
Обновить

« «Весь монастырь может быть восстановлен...» О чем рассказали документы научного архива музея
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.1568