Главная arrow Авторы arrow «ВДОХНОВЕНИЕ НУЖНО В ГЕОМЕТРИИ, КАК И В ПОЭЗИИ» (к вопросу о понимании Пушкиным методов творчества)
 

Авторизация

Поддержите сайт: яндекс -кошелек 41001467229829
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

«ВДОХНОВЕНИЕ НУЖНО В ГЕОМЕТРИИ, КАК И В ПОЭЗИИ» (к вопросу о понимании Пушкиным методов творчества)

Печать E-mail
Автор Administrator   
30:09:2018 г.
То, что Пушкин — «Солнце нашей поэзии», не подлежит сомне-
нию. Но за блистательными лучами солнца оказываются как будто менее
значимыми другие его черты. А ведь по Гоголю «Пушкин есть явление
чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».
1
Вот что отмечал не склонный к похвале Ф.Ф.
Вигель: «Завистники не смели
отказать ему в таланте, другие искренне дивились его стихам, но не мно-
гим было открыто то, что в нём было, если возможно, ещё совершеннее
— его всепоглощающий ум и высокие чувства прекрасной души его»
2
.
Как считал философ И.А. Ильин, именно этот ум развил в Пушкине «спо-
собность вместить в себе все пространства земли и неба, все диапазоны
звуков, все горизонты предметов, все проблемы духа — объять мир от
края и до края»
3
. Между тем, он же предостерегает нас при обращении к
Пушкину от замыкания «на деталях его эмпирической жизни и на анек-
дотах о нём», но рекомендует рассматривать «
главное и священное
в его
жизни»
4
.
Отношение Пушкина к методам творчества нечасто рассматривается
в литературе о нём. Именно поэтому любые предположения могут внести
лепту в раскрытие ещё одной грани личности этого гиганта. Академик
М.П.
Алексеев завещал: «Потребность знать Пушкина как можно шире и
1
Гоголь Н.В.
Несколько слов о Пушкине // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. : в 14 т.
Т. 8. М. ; Л., 1952. С. 50.
2
Вигель Ф.Ф.
Записки : в VII ч. Ч. III. М., 1928. C. 212.
3
Ильин И.А.
Пророческое призвание Пушкина // Пушкин в русской философ
-
ской критике : Конец XIX — первая половина XX в. М., 1990. С. 344—345.
4
Там же. С. 331—332.
242
глубже в разнообразных проявлениях его гения и во всех возможных от-
ношениях к окружающей его действительности определяет одну из задач
нашего пушкиноведения»
1
.
Не только Ф.Ф.
Вигель, но и хорошо знавший Пушкина многие годы
П.А. Плетнёв отмечал: «Природа, кроме поэтического таланта, награди-
ла его изумительной памятью и проницательностию. Ни одно чтение, ни
один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него на
целую жизнь»
2
. Именно указанная черта побуждает нас более тщательно
рассматривать всё, что когда-либо занимало внимание Пушкина. Здесь
особенно необходимо выделить лицейские годы, так как впечатления
отрочества и юности наиболее ярки.
Попробуем проследить одну из нитей, вроде бы совсем непримет-
ную: речь идёт о геометрии. Широко распространено мнение, что Лицей
давал гуманитарное образование. Ещё более огорчительно заключение
(см. статью о Я.И. Карцове в «Лицейской энциклопедии»
3
), что Дельвиг
и Пушкин «до конца жизни сохранили отвращение к математике». По-
стараемся показать, что и уровень, и качество преподавания, например,
геометрии в Лицее, были чрезвычайно высоки даже по современным тре-
бованиям.
Если в начальном курсе на математику и физику отводилось шесть
часов в неделю из 42—44, то в окончательном курсе — уже до 16 часов.
Это соответствовало постановлению об учреждении Лицея, подписанно-
му Александром
I в августе 1810
года: «При вступлении воспитанников
в курс окончательной науки нравственные, физические и математические
должны занимать первое место...»
4
. В начальном курсе вслед за ариф-
метикой появляется геометрия. Об этом свидетельствуют ведомости об
учебных часах и состоянии Лицея, сохранившиеся в Пушкинском Доме
5
.
В окончательном курсе преподавалась сферическая геометрия, об этом
1
Алексеев М.П.
Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984.
С. 23.
2
Плетнёв П.А.
Из статей о Пушкине // Пушкин в воспоминаниях современни
-
ков : в 2 т. Т. 2. СПб., 1998. С. 287.
3
Лицейская энциклопедия : в 2 т. Т. 1. Императорский Царскосельский Лицей
(1811—1843). СПб., 2010. С. 212—214.
4
Реформы Александра I. Постановление о лицее, 1811 [Электронный ре
-
сурс]. Режим доступа: http://reformshistory.ru/reformy/reformy-aleksandra-i/reformy-
obrazovaniya/tsarskoselskij-litsej/postanovlenie-o-litsee-1811/398-uchrezhdenie-
tsarskoselskogo-litseya.
5
Ведомости об учебных часах и состоянии Лицея. РО ПД. Ф. 244, оп. 25,
No 9144.
243
сообщает письмо адъюнкт-профессора Я.И.
Карцова Конференции Ли-
цея за 1815 год: «Преподавание математической географии перенесено в
окончательный курс, так как она основана на сферической геометрии»
1
.
Известно, что в лицейской библиотеке был учебник Т.Ф. Осиповского
«Курс математики», изданный в 1814 году. В этом пособии есть не только
прямолинейная тригонометрия, но и раздел сферической тригонометрии,
то есть свойств сферических треугольников. Более того, есть «Введение
в криволинейную геометрию». Ныне сферическая тригонометрия —
вузовский, а криволинейная геометрия — университетский курс. Не бу-
дем прикрываться известным высказыванием: «...учились понемногу че-
му-нибудь...». Увидим, что учились не всегда и «как-нибудь».
В августе 1815 года помощником адъюнкт-профессора Я.И.
Карцо-
ва был принят 22-летний выпускник педагогического института Василий
Михайлович Архангельский. Ему поручено преподавать геометрию и ма-
тематическую географию. М.А.
Корф вспоминал, что Архангельский —
«математик в душе, умевший придавать этому сухому предмету
жизнь и
даже что-то вроде поэзии
(курсив мой. —
Т.Ч.
2
. Распространено мне-
ние, основанное на воспоминаниях М.А.
Корфа, что математикой, осо-
бенно в последние годы, из одноклассников Пушкина серьёзно занимался
только Вольховский. Но вот воспоминание другого ученика Архангель-
ского, бывшего воспитанником Благородного пансиона в начале 1820-х
годов: «Чего, кажется, суше для молодых, пылких, жадных ощущениям
юношей, чего скучнее алгебры и разных ньютоновых биномов, а между
тем, предмет Архангельского выражался наивысшими успехами»
3
.
Есть ещё одно свидетельство, которое не подкрепляет утверждение
об индифферентности одноклассников Пушкина к математике. Именно
на математике, в том числе на геометрии, строился курс военных наук.
Он включал в себя артиллерию, фортификацию, гражданскую архитекту-
ру, морские науки. Семь учеников первого выпуска определены на воен-
ную службу, для которой необходимы сведения из этого курса. В.Д.
Воль-
ховский, квартирмейстер генерального штаба, делает топографические
съёмки, геодезические измерения, картографические работы. В матема-
тической подготовке адмирала Ф.Ф.
Матюшкина тоже не приходится со-
мневаться.
1
Карцов Я.И.
Письма Конференции. ГИАЛО. Ф. 11, д. 7, No 93671
.
2
Грот Я.К.
Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1899. С. 222.
3
Михайлова Л.Б.
Царскосельский Лицей и традиции русского просвещения.
СПб., 2006. С. 293.
247
параллельно данной прямой можно провести не единственную прямую.
Новый взгляд имел широчайший резонанс не только среди специалистов.
Теория показывала возможность логического мышления, имеющего объ-
ектом вещи, находящиеся вне времени и нашего объективного простран-
ства. Она имела философское значение. Недаром великий Гаусс назвал
Лобачевского «Коперником геометрии».
Именно эти, методологическая и философская, стороны теории Ло-
бачевского и привлекали внимание общества. Но далеко не все были в
состоянии подняться до осмысления «воображаемой геометрии», даже
профессионалы. М.В.
Остроградский, ставший академиком в 27 лет, при-
знанный не только российскими учёными, но и Лапласом, Фурье, Ампе-
ром, не принял новой теории. В русле французской математики Остро-
градский более всего ориентировался на аппарат математики, а не на
гносеологическую сторону, как немецкие математики-философы. Остро-
градский даже, по данным «Энциклопедического словаря» Брокгауза и
Ефрона (1890), «распространял оскорбительные отзывы о состоянии ум-
ственных способностей Лобачевского».
Не обошлось и без реакции журнала «Сын Отечества». В 1834 году
в No 35 журнал печатает памфлет «О началах геометрии, соч. г. Лобачев-
ского» за подписью С.С. Вот несколько выдержек: «Многие из перво-
классных наших математиков думали и ничего не поняли». «Для чего же
писать, да ещё печатать такие нелепые фантазии?». «Почему бы вместо
заглавия: «О началах геометрии» не написать напр. Сатира на Геометрии,
Карикатура на Геометрии»
1
. Ответ Лобачевского журнал не напечатал.
Вряд ли можно сомневаться в том, что мысли редакции Греча и Булгари-
на Пушкин не разделял.
Из дошедших до нас материалов трудно установить, что именно по-
будило Пушкина в это время обратить внимание на аксиомы Паскаля и
на геометрию. Любопытно, что, согласно «Словарю языка Пушкина», он
слово «геометрия», кроме указанных трёх случаев, более не употреблял.
Примерно в это время, в 1833 году, в поездке по пугачёвским ме-
стам Пушкин на несколько дней останавливался в Казани. Посещал дом
1
С.С.
О началахъ Геометріи, соч. Г. Лобачевскаго. [Электронный ресурс] //
Сынъ Отечества и С
ѣ
верный Архивъ, журналъ словесности, политики и исторіи,
издаваемый Николаемъ Гречемъ и
Ѳ
аддеемъ Булгаринымъ. Томъ XLV. (Сына Отече
-
ства часть 167-я, С
ѣ
вернаго Архива 81-я.) Санктпетербургъ, въ типографіи Н. Греча.
1834. Стр. 407—416. Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ О_началах_Гео
-
метрии,_соч._Г._Лобачевского/ДО.
248
профессора Фукса, коллеги Лобачевского по университету. Известно, что
у Фукса и его общительной супруги бывало много гостей. Как хочется
увидеть рядом Пушкина и Лобачевского! Ведь нет сомнения, что фило-
софский уровень поэта позволял говорить с математиком на одном языке.
И ещё одна деталь, льющая воду на мельницу вероятности встреч: жена
Лобачевского — сестра И.Е.
Великопольского, псковского знакомого и
адресата поэтических строк Пушкина. Мир людей, близких по воспри-
ятию окружающего, был очень узок. Но документальных свидетельств
столь ожидаемой нами встречи пока не найдено.
О способности Пушкина отвлечённо мыслить говорит неопублико-
ванный при жизни поэта отрывок, датируемый 1829 годом:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог-изобретатель]
(III, 464)
Чтобы получить такую формулировку, автор перебрал девять вари-
антов! Ведь он на практике знал, как рождается новое в просвещении.
Раскрывает содержание термина «просвещение» хотя бы высказывание
Пушкина о Ломоносове в «Путешествии из Москвы в Петербург» (1833):
«Ломоносов был великий человек. Между Петром
I и Екатериной
II
он один является самобытным сподвижником просвещения» (XI, 248).
Именно Ломоносов, считал Пушкин, «соединяя необыкновенную силу
воли с необыкновенною силою понятия, ...обнял все отрасли просвеще-
ния» (XI, 32).
В отличие от Ломоносова Пушкин не оставил научных открытий.
Но любопытно высказывание президента Академии наук СССР, физи
-
ка С.И.
Вавилова о методах творчества, представленных в отрывках
Пушкина: «...Гениален по своей глубине, значению для учёного... <...>
Каждая строчка здесь свидетельствует о проникновенном понимании
Пушкиным методов
научного творчества
(курсив мой. —
Т.Ч.
1
. То,
что это было принято выдающимся физиком через полтора столетия
после рождения великого поэта, можно объяснить одним: методы твор
-
чества в любой области имеют одинаковую основу. Напомним ещё раз
1
Цит. по: А.С. Пушкин. 1799—1949 : Материалы юбилейных торжеств. М. ; Л.,
1951. С. 32—33.
цитированное выше: «Вдохновение есть расположение души к живей
-
шему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и
объяснению оных».
В 1830 году в статье «Опровержение на критики» Пушкин подчёр
-
кивает единство действий науки и искусства, в основе которых лежит
единство методов творчества: «...дружина учёных и писателей, какого б
<рода> <?> они не были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на
всех приступах образованности. Не дóлжно им малодушно негодовать на
то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды,
все опасности» (XI, 163).
Так предрекает он и общность судьбы...
Философ И.А. Ильин писал: «Пушкин всю жизнь неутомимо искал и
учился. Именно поэтому он призван был учить и вести. <...> Он сам
был
и становился
тем, чем он «учил» быть»
1
.
Только так следует оценивать последнее детище Пушкина — жур-
нал «Современник». Среди шедевров русской классики мы видим яркие
образцы — начала научно-популярной литературы. Произведения Пуш-
кина, Гоголя, Тютчева соседствуют с первой русской статьёй по теории
вероятности и статьёй о теории паровых машин П.Б.
Козловского, со
страстным призывом к свету в статье В.Ф.
Одоевского «О вражде к про-
свещению, замечаемому в новейшей литературе».
Из этой дружины учёных и писателей первый выстрел достался
Пушкину...
 
_______________________________________________________________________

Татьяна Александровна Чистякова,

сотрудник Всероссийского

музея А.С. Пушкина (Санкт-Петербург) до 1992 года, экскурсовод заповедника "Михайловское"

 
 
1
Ильин И.А.
Пророческое призвание Пушкина. С. 339.
Последнее обновление ( 30:09:2018 г. )
 
Цунами в стаканеИрина Медведева, Татьяна Шишова
Цунами в стакане
Истинная цель шумихи вокруг насилия – принять закон, запрещающий родителям наказывать детей. Запрет физических наказаний – это только начало. Следом речь зайдет (и уже заходит!) о «психическом насилии», чтобы соответственно причислить к нему все другие виды наказаний. Уже нельзя будет ребенка поругать, пристыдить, чего-то лишить, куда-то не пустить или заставить что-то сделать. Нельзя будет даже на какое-то время перестать с ним разговаривать!
 
 
 
 
 
Наш шанс на жизнь…
Так получилось, что вовремя я не сделала скрининг узи, и меня направили в 18 недель на Флотскую. Сидя в коридоре, я гадала девочка или мальчик, муж хотел сына, а я наоборот. По глазам женщины, делающей мне узи я сразу поняла, что что- то не так.
0.172